Какие только материалы не используют моделисты, работая над изготовлением кораблей различных эпох и народов. Здесь и традиционное дерево, и слоновая кость, и панцирь черепахи, всевозможные пластмассы и металл. Однако начинать совершенствоваться в таком увлекательном деле, как постройка старинных моделей-копий, лучше всего с поделок из обычной бумаги. Плотная рисовальная бумага из альбома, наборы цветной бумаги и картона для детского ручного труда, несколько соломинок, немного парафина или оплывшая свечка, клей БФ-2 или «Момент-1», ножницы да лезвие бритвы — вот и все, что нужно для того, чтобы на книжной полке в вашей комнате появились красивые модели старинных парусников. Вы, конечно, слышали о викингах, норманнах, варягах — отважных мореходах, воинах и пиратах, многие столетия державших в страхе феодальную Европу? И, конечно, знаете, что своей славой они во многом обязаны своим кораблям, которые по праву можно отнести к шедеврам судостроительного искусства. Стремительные и остойчивые, они отлично ходили под парусами и на веслах. Их, словно живые существа, викинги берегли, украшали позолотой, затейливой резьбой и головами драконов для устрашения врагов. На таких кораблях они совершали плавания до Гренландии и побережья Северной Америки, шли долгим путем «из варяг в греки», бороздили моря и океаны. Вот почему их с удовольствием мастерят не только дети, но и люди самого разного возраста. Расчертив рис. 6 сеткой клеток, перерисуйте его на лист плотной бумаги вместе со всеми остальными изображенными деталями. Детали 3 и 4 вырезают из картона толщиной 1 мм, после чего склеивают с обеими половинками корпуса, который сгибают по линии А — В. Из картона толщиной 0,5 мм Вырезают палубу 1 и вклеивают ее внутрь корпуса примерно на 5—10 мм ниже уровня линии борта. После того как палуба будет прочно приклеена к корпусу, по нанесенным на нее пунктирным линиям лезвием бритвы прорезают два люка и отгибают их, не вырезая целиком, чтобы их потом можно было опять заклеить. Весь корпус, включая носовое и кормовое украшения, за исключением заштрихованной полосы по верхней кромке борта, а также борта изнутри, окрашивают коричневой или черной поливинилацетатной краской (она отличается водостойкостью, хотя, как и гуашь, разводится на воде), гуашью, масляной краской или нитроэмалью. Если для окраски используют гуашь, то обязательно покрывают все окрашенные ею части корпуса любым водостойким лаком или клеем БФ-2, БФ-6, не проводя дважды кисточкой по одному и тому же месту. Если для изготовления корпуса используется цветная бумага из набора, то можно и вовсе обойтись без краски. Детали из такой бумаги достаточно покрыть лаком или клеем. После выполнения лакокрасочвых работ в корпус, поставленный в воду, через люки в палубе загружают балласт и наливают закрепляющий его растопленный парафин или клей. Длина мачты — 140 мм, рея — 120 мм. Парус — квадратный кусок бумаги 110X110 мм с небольшой полукруглой выемкой снизу, состоящий из красных и белых полос (полосы красной бумаги шириной 10 мм через такой же интервал наклеивают на парус). Чтобы парус казался наполненным ветром, оберните им небольшую банку и высушите. Крепление паруса к рею, а рея к мачте — способом, рекомендовавшимся при изготовлении плота «Несравненный». Можно закрепить парус с помощью клея в расщепе рея, сделанном лезвием бритвы. Щиты 6 могут быть различного цвета, но лучше, если коричневые (как бы обтянутые кожей) или желтые (как деревянные). В центре каждого щита помещают каплю краски контрастного цвета и закрепляют их на бортах так, чтобы щиты немного заходили друг за друга. Рулевое весло 7 — из картона, окрашенное и покрытое лаком, крепят к левому борту 8. Лавки для гребцов 5 вырезают из желтой бумаги или окрашивают в желтый цвет, после чего по чуть надрезанным или прочерченным линиям сгибают и стойками, смазанными клеем, укрепляют на палубе по восемь штук с каждого борта. Если передние и задние лавки из-за кривизны борта не будут плотно к нему прилегать, их можно немного обрезать. Не менее интересную модель можно сделать и по-другому, использовав в качестве заготовки корпуса свернутую из бумаги трубку. Простейшие модели, изготовленные по этому принципу, показаны на рис. 7. Очень удобны старые газеты для конструирования из папье-маше корпусов практически любого судна (рис. 8).
Рис. 7. Модели исторических кораблей с корпусами из бумажной трубки: а - славянская ладья; б, в — корабли Древней Греции; г — корабль викингов Рис. 8. Изготовление корпуса корабля из папье-маше: а — каркас; б—установка в ящик; в — заливка парафином; г — обработка корпуса; д — корпус, оклеенный полосками бумаги Однако и здесь начинать следует с чего-нибудь попроще, например ладьи князя Святослава, суда которого вмещали по 40 и более человек. К долбленному из целого дерева корпусу ладьи наращивались борта из досок, причем строились суда с обшивкой вгладь (доски соприкасаются кромками) и внакрой (одна доска накладывается на другую). Ладьи несли большой богато орнаментированный холщовый парус. Гребцы укрывались от солнца под навесом. По бортам судна укреплялись яркие боевые щиты миндалевидной формы, резные украшения носа и кормы также раскрашивались, а нередко и покрывались позолотой. Сделать модель ладьи Святослава (рис. 9) по силам даже начинающему. Из картона или плотной бумаги вырезают полный набор шпангоутов (рис. 9, г), а из фанеры или плотного картона выпиливают или вырезают резаком для картона килевой брус (рис. 9, в), в котором в соответствующих местах, отмеченных на рисунке цифрами, делают пропилы под шпангоуты. После того как шпангоуты будут вставлены в эти пропилы в порядке очередности и закреплены клеем, промежутки между ними заполняют пластилином так, чтобы получить пластилиновый корпус-заготовку, по которому можно изготовить не одну, а несколько моделей, имеющих одинаковые очертания обводов корпуса. Чтобы теперь выклеить корпус из папье-маше, заготовку покрывают тонким разделительным слоем машинного или растительного масла или мастики для натирания паркета. Затем рвут на небольшие кусочки газетную бумагу и, размочив в теплой воде, наносят их на корпус судна. Первые два слоя кладут на заготовку без клея, последующие — с крахмальным клейстером. Наложив несколько слоев, надо удалить возможные пузырьки воздуха и дать корпусу хорошо просохнуть, потом просушить и прошпаклевать тальком или зубным порошком, смешанным с клеем БФ-2, «Момент-1», «Суперцемент». После того как шпаклевка засохнет, обработать корпус наждачными шкурками.
Рис. 9. Модель ладьи Святослава: а - вид сбоку сбоку; б — вид спереди; в — килевой брус судна с украшениями носа и кормы , г — шаблоны шпангоутов; д — изготовление паруса, «наполненного ветром»
Палубный настил проще всего сделать из палочек-лопаточек для мороженого. Из них же делают сиденья-банки для гребцов, лопасти рулевых и гребных весел. Мачта, рей и сами весла — из реек, стеблей тростника или соломинок, что зависит от размеров модели. Парус и тент над гребцами из тонкого батиста или холста следует ярко раскрасить, предварительно накрахмалив и придав парусу выпуклую форму (рис. 9, д). Окраску модели можно производить масляными красками или нитрокрасками. Наиболее подходящи для этой цели нитроэмали в аэрозольных упаковках. Корпус ладьи — темно-коричневый с декоративными зубцами по бортам красного цвета; щиты (их проще всего сделать из картона или вырезать из жести и прочеканить) — также красные. Палубный настил, банки для гребцов, трапы, мачту, рей и весла лучше не красить, а пропитать морилкой для дерева и покрыть бесцветным лаком. Такелаж — суровые нитки темно-серого или бежевого цвета, хорошо имитирующие канаты из натуральной пеньки. Модель можно изготовить как плавающей (в этом случае внутри ее обязательно поместите груз из дроби, залитой парафином, для обеспечения остойчивости), так и настольной — без груза. Настольная модель — хорошее наглядное пособие на уроках истории.
Источник: http://meas.ru/fish-3-4.html |