Главная » Статьи » Корабельный мир » Новости |
В
сентябре 2006 года со стапелей верфи Marinette Marine Shipyard,
принадлежащей корпорации Gibbs & Cox сошел на воду первый т.н.
литторальный корабль американского флота, живое воплощение «корабля XXI
века», о необходимости наличия которого в боевом составе US NAVY так
долго говорили в Пентагоне. Когда появились первые сведения о
проектировании этих кораблей, специалисты и аналитики разных стран
начали ломать копья, обсуждая что это будут за корабли, каково будет их
предназначение и т.д. и т.п.
Никто не станет оспаривать тот факт, что в период с 90-х годов прошлого века геополитическая картина мира претерпела кардинальные изменения. Вместе с ней менялись и военные доктрины стран, занимающих в мире лидирующие позиции. Советский ВМФ, что бы сейчас не говорили о его несбалансированности, низкой боеготовности и т.д., несколько послевоенных десятилетий представлял вполне реальную угрозу флоту американскому, являясь его самым серьезным (да, пожалуй, и единственным) вероятным противником. Вскоре после развала СССР Пентагон, по известным причинам, начал постепенную переориентацию флота на локальные конфликты. Основными задачами флота были обозначены операции в прибрежной зоне, в том числе поддержка высадки десанта, а также зональная противовоздушная/противоракетная оборона (ПВО/ПРО). Противолодочная (ПЛО) и противоминная оборона (ПМО) кораблей и соединений также были определены в контексте завоевания господства в прибрежной зоне. Новая концепция применения флота в условиях будущих конфликтов, а также успешное развитие современных технологий потребовали пересмотра боевого состава флота. На смену входящим в состав ВМС США единицам планировались корабли нового поколения. Именно такими кораблями и должны стать т.н. Littoral Combat Ships (сокращенно LCS) – «литторальные» боевые корабли. Термин «Литторальные» так прижился, что практически никто уже не утруждает себя его переводом. Наверное, несколько более громоздко, но, пожалуй, более правильно по сути можно назвать эти новые корабли «кораблями завоевания господства в прибрежной зоне». Понятно, что одни лишь «литторалы» всех боевых задач не выполнят. Ударными кораблями первой линии флота, идущего за ними, должны стать современные ЭМ типа «Zumwalt», более широко разрекламированные как DD-21, а позже DD(X) и новые крейсера ПВО/ПРО. Должны… Но станут ли? Общая концепция и основные этапы развития программы перевооружения ВМС США Разработка оперативно-технических требований (ОТТ) для боевых надводных кораблей (surface combatants (SC)) ВМС США, отвечающих задачам флота в XXI веке, началась в 1991 году (для тех, кто обладает хорошей памятью, год этот может сказать о многом). В январе 1995 года было одобрено начало выполнения анализа по критерию «стоимость-эффективность» (Cost and Operational Effectiveness Analysis) в рамках программы SC21 для различных вариантов боевых кораблей разных классов и их комбинаций в составе корабельных соединений. В результате было признано целесообразным и рекомендовано создание семейства универсальных надводных кораблей, созданных по единой программе. Не вдаваясь глубоко в подробности, следует отметить, что в последующем работы по проработке концепции, получившей условное обозначение DD-21 и предполагавшей проектирование эсминца нового поколения, велись на конкурсной основе между двумя группами: т.н. «Голубой» («Blue team») и «Золотой» («Gold» team) командами. В «Голубую» команду, возглавляемую General Dynamics Bath Iron Works, в качестве интегрального разработчика корабельных систем и вооружения вошла фирма Lockheed Martin Corporation, а в «Золотую», возглавляемую Northrop Grumman's Ingalls Shipbuilding, – Raytheon Systems. Кроме того, в состав этих команд вошло несколько десятков других ведущих компаний и фирм отрасли. О масштабе работ свидетельствует хотя бы тот факт, что один лишь контракт на разработку эскизного проекта и «виртуального прототипа» корабля для демонстрации и оценки его основных характеристик, подписанный в декабре 2000 года, обошелся налогоплательщикам в $ 238 миллионов. 31 мая 2001 года программа DD 21 была приостановлена (велся аудит), но в ноябре того же года была реструктурирована, расширена и получила свое дальнейшее развитие. Исследования продолжились по программе, получившей условное название DD(X). Согласно этой программе, кроме эсминца, предполагалось создать крейсер зональной ПВО/ПРО CG(X) (air-dominance cruiser) и малый корабль завоевания господства в прибрежной зоне LCS (Littoral Combat Ship). Считалось, что вместе с находящимися в строю ЭМ УРО типа «Spruance», крейсерами УРО типа «Ticonderoga»/»Bunker Hill» и фрегатами УРО типа «Oliver Hazard Perry» (с постепенным их выводом из боевого состава флота) новые корабли составят костяк ударных сил ВМС США. Большому кораблю – большое финансирование: ЭМ «Zumwalt» 29 апреля 2002 года было объявлено, что в дальнейшем работы по программе будут вестись «Золотой» командой, возглавляемой Northrop Grumman, с которой был подписан контракт на $ 2.879.347 тысяч на 2002 – 2005 финансовый год (данное решение пыталась опротестовать Bath Iron Works, но 19 августа 2002 года ее протест был отклонен). На этот период были запланированы предварительная разработка, проектирование и тестирование ключевых подсистем нового корабля. В целом в работу были вовлечены более 30 ведущих компаний страны. Первоначально намечалось выдать заказ на постройку головного эсминца в 2004 году со сдачей его флоту в 2008 году, что должно было совпасть по времени с окончанием строительства кораблей класса DDG-51 «Arleigh Burke». Но согласно пересмотренного в конце 2000 года графика, эти сроки были передвинуты соответственно на 2005-2010 гг. В феврале 2004 года были утверждены оперативные требования (Operational Requirements Document) к новому эсминцу. 23 ноября 2005 года заместитель министра обороны по закупкам (Undersecretary of Defense for Acquisition) наконец подписал «меморандум по приобретению эсминца» (destroyer acquisition memorandum). В нем было одобрено строительство восьми кораблей. Первые два эсминца нового поколения планируется построить в ходе Фазы IV программы с их последующей сдачей флоту в 2012 году.
Контракт на рабочий проект был подписан в 2006 году, а строительство головного эсминца начато в 2007 году. Причем работы велись уже консорциумом (т.н. DD(X) National Team), в который кроме головной компании Northrop Grumman вошли также Raytheon, General Dynamics, BAE и Lockheed Martin. Планы Пентагона были поистине грандиозны. Первоначально планировалось заказать 32 корабля, срок службы которых определялся в 35 лет. Также указывалось, что стоимость серийного корабля, начиная с пятого, в ценах 1996 финансового года не превысит 750 миллионов $. Вместе с тем, по оценкам Американской Кораблестроительной Ассоциации, стоимость головного корабля должна была составить $ 2.2 миллиарда, а серийных – около $ 1.0 миллиарда. Стоимость нового эсминца – серьезная головная боль для американского бюджета. Учитывая огромное количество новых наукоемких технологий, стоимость корабля получается слишком высокой, и с самого начала использовалась каждая возможность уменьшить ее, не снижая боевого потенциала нового эсминца. С этой целью было осуществлено несколько последовательных шагов. Водоизмещение ЭМ было уменьшено с 18000 до 14064 тонн; снижена скорострельность орудий с 12 до 10 выстрелов в минуту; уменьшен их боезапас. Также некоторому снижению стоимости будет способствовать поставка отдельных элементов корабля, таких, как, например, орудийные комплексы в виде уже готовых модулей. В ценах 2006 года стоимость каждого головного корабля оценивалась уже в $ 3.3 миллиарда. Последующие же затраты планируется значительно снизить. Пятый серийный корабль будет стоить уже $ 2.3 миллиарда (FY11). Для сравнения: головной DDG 51 «Arleigh Burke» был приобретен флотом в 1985 году за $ 1.2 миллиарда. С учетом инфляции, сегодня его цена составила бы примерно $ 2.4 миллиарда. 7 апреля 2006 года было официально заявлено, что класс и головной корабль будут нести обозначение DDG 1000 и название «Zumwalt». Адмирал Зумвалт (Elmo R. Zumwalt), в честь которого получил название эсминец, с 1970 по 1974 год занимал пост командующего военно-морскими операциями (Chief of Naval Operations). Еще 4 июля 2000 года президент Соединенных Штатов Билл Клинтон отметил достижения Зумвалта на этом посту и увековечил его память в имени корабля нового поколения. Некоторые особенности перспективного эсминца Тактика боевого использования «классических» эсминцев была отработана еще в ходе Второй мировой войны. Основными задачами кораблей этого класса определялись противовоздушная и противолодочная оборона соединений на переходе морем, постановка мин и, в меньшей степени, обеспечение высадки десанта путем подавления береговых огневых точек, живой силы и техники противника. Появление ракетного оружия и внедрение на кораблях зенитных ракетных комплексов позволило привлечь эскадренные миноносцы к решению задач противоракетной обороны (ПРО) как соединения в целом, так и отдельных кораблей. Эскадренный миноносец DDG 1000, в отличие от своих предшественников, предназначен в первую очередь не для ПВО/ПРО и ПЛО соединения, а для поражения стратегических объектов и инфраструктуры в глубине обороны противника и осуществления огневой поддержки войск при обеспечении десантных операций (в связи с этим он определяется как Land Attack Destroyer). Это предназначение нового корабля определялось, в том числе, и в соответствии с требованиями командования морской пехоты США. Кроме того, перед DDG1000 ставится задача обеспечения господства в прибрежных водах (littoral dominance). А в свете событий последних лет, на него возлагаются и т.н. антитеррористические функции. Ожидается, что корабль будет обладать пониженной сигнатурой во всех диапазонах (радиоэлектронном, акустическом, инфракрасном, электромагнитном). С этой целью для него спроектирован корпус новой формы, борта которого имеют обратный завал, а также интегрированную с корпусом надстройку весьма значительных размеров и вертолетный ангар, обладающие заваленными наружными стенками и выполненные из композитных материалов. Все орудия выполняются с убирающимися внутрь башен стволами (как на корвете «Visby»), а антенны РЛС и средств связи – конформными с надстройкой. По заявлениям разработчиков, величина эффективной площади рассеяния ЭПР DDG1000 будет в 50 раз меньше, чем у классического эсминца. Снижению заметности корабля также будет способствовать переход на полное электродвижение и применение турбоэлектрической ГЭУ. Все корабельные потребители тока (в том числе и оружие) будут сведены в т.н. интегрированную энергетическую систему (integrated power system, IPS), основой которой станут 4 газотурбогенератора (ГТГ) на основе турбин Rolls-Royce MT30 и два электромотора переменного тока мощностью по 36 МВт. Кроме того, на корабле будут установлены два вспомогательных ГТГ Rolls-Royce RR4500 по 4 МВт. Что дает ЭУ корабля суммарную максимальную мощность 78 МВт. Турбоэлектрическая ГЭУ обеспечит движение эсминца со скоростью 30,3 узла. Наблюдаемая ныне тенденция повального увлечения полным электродвижением боевых кораблей несомненно связана не только, а наверное, и не столько с заметностью корабля, сколько с разработкой новых видов энергоемкого вооружения (электромагнитные, лазерные пушки) и оборудования (электромагнитные катапульты для авианосцев), а также широким распространением таких движителей, как «Азиподы». А «первой ласточкой» в этом направлении уже стал английский эсминец проекта 45 «Daring». Одним из требований при разработке ОТТ на новый корабль стало снижение стоимости его жизненного цикла (ЖЦ), что решается за счет сокращения экипажа, расходы на содержание которого составляют в ВМС США порядка 60% от стоимости всего ЖЦ. Это будет достигнуто за счет высокой степени автоматизации всех систем корабля, наличия развитой сети датчиков, средств радиосвязи, переносных ЭВМ и аппаратуры, определяющей местоположение личного состава. Данные меры обеспечат полноту контроля за состоянием всех систем и прогнозирование потенциальных проблем, а также позволят уменьшить до минимума время реакции при возникновении кризисных ситуаций. Ожидается, что вышеперечисленные меры позволят снизить численность экипажа примерно до 142 человек (вместе с авиаперсоналом), по сравнению с 330 на ЭМ типа «Spruance» или 200 человек на фрегатах типа «Oliver Hazard Perry». Новый корабль, новое оружие Эскадренные миноносцы типа DDG 1000 проектировались, прежде всего, в качестве кораблей артиллерийской и ракетной огневой поддержки войск на берегу. Исходя из этого, DDG 1000 предполагается оснастить двумя 155-мм электромагнитными орудиями, которые в настоящее время известны как Advanced Gun System (AGS). Новую систему для ВМС США разрабатывает американское подразделение корпорации BAE Armament Systems, которое заключило с Пентагоном 5,5-миллионный контракт на разработку и строительство прототипа AGS 32 MJ Laboratory Launcher. После того, как он будет испытан, компания приступит к созданию артиллерийской системы 64 MJ EM для ВМС США. Проект новой системы разрабатывался в Институте новейших технологий Техасского университета (University of Texas Institute of Advanced Technology). Он предусматривал разработку артиллерийских систем для ВМС и сухопутных сил, причем последний вариант предусматривал размещение пушки на железнодорожной платформе. Согласно проекту Техасского университета, дульная энергия пушки составляет 64 мегаджоуля, начальная скорость снаряда – 2500 метров в секунду. Высокая скорострельность (до 10 выстрелов в минуту) и дальность стрельбы (порядка 80-100 морских миль при использовании управляемых с помощью спутниковой системы GPS активных снарядов LRLAP – Long range Land Attack Projectile) и немалый боекомплект – 300 выстрелов на ствол – позволят не только обеспечить огневую поддержку войскам на берегу, но и поражать объекты в глубине обороны противника, а также успешно вести боевые действия против надводных кораблей противника. Помимо активных снарядов LRLAP, предполагается использование и обычных баллистических, с дальностью стрельбы до 22 миль, а, кроме того, изучается возможность использования 155-мм снарядов ХМ-982, принятых на вооружение армии США. Также новые эсминцы будут вооружены двумя 57-мм орудиями Mk110 mod 0 предназначенными для самообороны и расположенными за основной надстройкой на крыше ангара. Ракетное вооружение заслуживает особого внимания, особенно с учетом его оригинального исполнения. Компания Northrop Grumman выдвинула нетривиальное решение, основанное на расположении универсальных вертикальных ПУ по периметру корпуса, а не в его диаметральной плоскости, как на классических кораблях этого класса. Решение довольно спорное. С одной стороны, такое «размазанное» расположение погребов боезапаса увеличивает уязвимую площадь. Вместе с тем, учитывая наличие наклонного борта, его значительное отстояние от ТПК (по сути наличие коффердама), а также вероятное применение защитных материалов (например керамической брони) позволяет предположить, что поражающий эффект будет в этом случае сведен до минимума. С другой стороны, благодаря такому расположению ПУ, высвободятся дополнительные объемы внутри корпуса корабля, что благоприятно скажется на размещении основного оборудования и обитаемости экипажа. Подобное можно видеть и на авианесущих кораблях, что обусловлено именно наличием на них ангаров – в ДП просто нет места для размещения пусковых установок. Всего на эсминце будет установлено 20 пусковых установок (Peripheral Vertical Launch System; PVLS) на 4 ячейки каждая. Advanced Vertical Launch System (AVLS), основой которой являются PVLS, разработана компаниями United Defense и Raytheon и получила обозначение Mk 57 VLS. Нанесение ударов по объектам инфраструктуры предполагается решать с помощью крылатых ракет (КР) Tactical Tomahawk. «Тактическая» модификация широко известной ракеты Tomahawk оснащена средствами, обеспечивающими возможность ее барражироваания над районом предполагаемой цели до двух часов и наведения на цель с передового воздушного пункта управления (ПВПУ). Это свойство позволит использовать КР для поражения внезапно появившихся или передислоцируемых целей, превратив ее в средство поражения, способное гибко и мобильно реагировать на изменение боевой обстановки. Таким образом, КР Tomahawk, несмотря на ее малую дозвуковую скорость полета, приобретает абсолютно новое качество, превращающее ее в очень грозное оружие. В качестве зенитных ракет комплекса приняты Standard SM-3 и Evolved SeaSparrow (ESSM). Конечно, ни один уважающий себя корабль сегодня не может обойтись без авиационного вооружения. Таковое для нового эсминца составляют 1 вертолет MH-60R Seahawk и 3 вертикально взлетающих беспилотных аппарата (VTUAV – Vertical Take off Unmanned Aerial Vehicle) вертолетного типа. Возможно базирование двух MH60R. Для этих целей в кормовой части эсминца расположена просторная взлетно-посадочная площадка и ангар. Кроме всего прочего на корабле зарезервированы места для противоторпедных средств (т.н. антиторпеды), а также для «антитеррористического» оборудования. В число последнего входят два 7-метровых жестко-надувных катера, но возможна установка двух более крупных 11-метровых катеров. Что касается радиолокационного вооружения, то его «краеугольным камнем» станет многофункциональная РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/SPY-3. По заявлениям разработчиков (компания Raytheon), новая РЛС предназначена не только для обнаружения целей всех типов (в том числе и малозаметных ПКР), но и для управления огнем всех видов оружия, а также для навигации. Гидроакустические средства включают в себя ГАС в бульбовом обтекателе и буксируемую ГАС. Расчетная численность экипажа должна составить 150 человек. Однако даже с учетом высокой степени автоматизации всех процессов на борту эта цифра представляется заниженной. «Зенитный» крейсер А как же крейсер ПВО/ПРО, разработка которого также была одобрена в рамках программы DD(X)? Интересно, что эти корабли планируется создавать на базе корпуса все того же эсминца. Во всяком случае, официальные источники, приводя их ТТХ и изображения ясно дают понять, что корпус – один и тот же. А вот вооружение, в соответствии с задачами кардинально меняется. Естественно, крейсеру ПРО орудия не нужны. Поэтому на борту остается лишь зенитная малокалиберная артиллерия для самообороны корабля. Место же носовых орудий полностью займут вертикальные ПУ. Количество пусковых ячеек возрастет вдвое – до 162 – все тех же «Томагавков», «Стандартов» или ESSM. Таким образом, US NAVY получит не просто «зенитный» крейсер, но тот самый объект, который раньше назывался «корабль-арсенал», посути своей – плавучую платформу, начиненную огромным количеством стандартизированных пусковых ячеек. А уж какие ракеты туда загрузить – зенитные или ударные – подскажет реальная боевая задача. В связи с изменением «начинки» корпуса несколько возрастет и водоизмещение и количество экипажа корабля по сравнению с эсминцем. Таким образом, мы наблюдаем здесь принцип создания базового, унифицированного корпуса, на который можно установить любое вооружение. Подобный подход был применен при проектировании шведских корветов типа «Visby». Заявлялось, что вторая серия кораблей (в том же корпусе что и первая) будет строиться с усиленным зенитным вооружением. Вместе с тем, следует отметить, что ни о какой «модульности», о которой так любят упоминать многие специалисты, здесь речь пока не идет. Вооружение на описанных кораблях – не сменное, устанавливается «жестко». Вот где модульность присутствует – так это на кораблях типа LCS, самых маленьких из тех, что создаются по программе DD(X). LCS. Реальная угроза Необходимость для американцев пересмотра концепции применения флота в прибрежных водах, где крайне высока угроза нападения со стороны противника с привлечением минимальных сил и средств, наиболее остро встала после инцидента с эсминцем «Cole» (USS DDG 67) на рейде столицы Йемена г. Аден 12 октября 2000 года. Тогда сильный, современный, дорогой боевой корабль был надолго выведен из строя взрывом подошедшей к его борту небольшой лодки. Эсминец удалось спасти и вновь ввести в строй. После 14 месяцев ремонта, на который ушло US$ 250 млн. Как мы уже отмечали выше, 1 ноября 2001 г. была анонсирована разработка перспективного корабля завоевания господства в прибрежных водах LCS. Примерно полгода спустя было объявлено о приоритетном бюджетном финансировании программы. К сентябрю 2002 года было сформулировано ТТЗ к кораблям типа LCS. Еще через два месяца после выдачи ТТЗ были заключены шесть контрактов, каждый на сумму $ 500 тыс. на проведение предэскизного проектирования сроком на 90 дней. Условия жесткие, но спустя всего три месяца, 6 февраля 2003 года было представлено шесть концептуальных проработок: два скегговых КВП, два с обводами типа «глубокое V», тримаран с аутригерами и с обводами главного корпуса типа «Wave piersing» и полупогруженный катамаран с малой площадью ватерлинии. После всесторонней оценки было оставлено три проекта. При этом «аутсайдеры» либо влились в команды победителей, чтобы продолжать начатую работу, либо их разработки были просто выкуплены. Итак, кто же эти победители? Lockheed Martin с водоизмещающим кораблем с обводами типа «глубокое V» и водометами в качестве главных движителей. Однозначно влияние на этот проект оказал шведский опыт. «Преданалогом» этого «литторала» можно считать уже упомянутые шведские корветы типа «Visby», а также опыт итальянской капании Finkantieri, построившей быстроходный паром MDV 3000 «Jupiter». General Dynamics. Аутригерный тримаран с водометами. Здесь явно прослеживается влияние опытного тримарана «Triton». И, наконец, Raytheon Co. Скегговый КВП с корпусом из композитных материалов, разработанный корпорацией Goodrich EPP (входила в LCS-команду Raytheon) на основе норвежского КВП «Skjold». Вскоре из игры выбыл Raytheon, а 15 декабря 2004 года Министерство ВМС США заключило контракт на разработку рабочего проекта и строительство головного корабля с группой компаний, во главе с Lockheed Martin… Жребий был брошен… LCS. Так в чем же «фишка»? LCS «Freedom» – корабль уже построенный. Флоту, правда, еще не сдан. К январю 2009 года должен быть спущен второй корабль. Так в чем же главная особенность нового корабля? Корпус? ГЭУ? Радиоэлектронные средства? Нет. Главное – вооружение корабля, вернее, то, что строится оно по модульному принципу, что было заложено еще в техзадании на проектирование. Вопрос о модульном подходе к проектированию боевых кораблей очень интересный и давно рассматривается специалистами всех стран мира. Суть его вроде бы лежит на поверхности – создание корабля – платформы, на который можно ставить любое вооружение и оборудование, и менять его в зависимости от поставленной задачи. Причем проще всего этот подход реализуется для «неударного» оружия – противоминного, противодиверсионного и т.п. «Модульность» по ракетным комплексам (и ударным, и зенитным), особенно для крупных кораблей (класса эсминец или крейсер), пожалуй логичнее все-таки реализовывать наличием на их борту универсальной вертикальной пусковой установки – давно созданной и апробированной, создавая под имеющуюся ПУ новые, все более и более совершенные типы ракет. Но модульным этот подход можно назвать, конечно, лишь условно. Наибольших успехов в рассматриваемом вопросе достигли датчане на своих корветах типа SF300 «Flyvefisken» полным водоизмещением 450 тонн. Как известно, Дания – родина детского конструктора LEGO. На этом принципе конструктора основана и идея размещения сменного корабельного вооружения и снаряжения в стандартных контейнерах. По программе Standard Flex 300 было построено 14 кораблей типа Flyvefisken, которые в зависимости от состава модулей могут выполнять функции патрульного корабля, минного заградителя, тральщика – искателя мин, ракетного или противолодочного корабля. Для монтажа комплексов вооружения и систем боевого управления ими корабли оборудованы четырьмя ячейками – одна в носовой и три в кормовой части за надстройкой. В качестве вариантов вооружения могут быть установлены: 76-мм АУ Oto Melara Super Rapid, УВП Mk 48 mod 3 для 6 ЗУР Sea Sparrow, две счетверенные ПУ ПКР Garpoon, два 533-мм ТА, подъемный кран и пост управления при использовании корабля в варианте тральщика – искателя мин, а также система постановки мин – в варианте минного заградителя. Каждая ячейка для установки комплексов вооружения вмещает контейнер размером 3,5×3×2,5 м. Существуют два вида таких контейнеров: с полностью открытой одной стороной для 76-мм АУ и закрытые (имеются только водонепроницаемые дверь и люки) для остальных комплексов вооружения (торпедные аппараты и минные пути – съемные). Все контейнеры оборудованы стандартными разъемами для подключения к электропитанию и соответствующим системам управления. Оружейный комплекс (или оборудование) устанавливается на палубе, а все его электромеханические агрегаты и электронные устройства находятся внутри корпуса. Если какая-либо из площадок не занята смонтированным оружием или оборудованием, то ее верхняя часть закрывается специальной крышкой. Для установки одного комплекса вооружения на площадку (или его выгрузки) используется передвижной береговой кран. Вся операция занимает около 30 мин. Для подключения и проверки всех систем комплекса требуется несколько часов. Как видим, датчане ставят на свои маленькие кораблики даже ударные и зенитные модули. Итак, в принципе не «открыв Америку», американцы взяли курс на модульно-контейнерный принцип построения состава вооружения нового корабля, который должен стать многоцелевым в полном смысле этого слова. Этот корабль сможет гибко, в короткий срок, что называется «в реальном времени», подстраиваться под любую боевую задачу, имея при этом на борту лишь необходимое для этого вооружение и оборудование в оптимальном сочетании. Для кораблей же предыдущего поколения могла сложиться ситуация, когда при решении конкретной задачи одного вида оружия окажется, грубо говоря, в избытке, а другого недостаточно. LCS. Вооружение Таким образом, главная особенность новых кораблей состоит в том, что в модульные контейнеры, предназначенные для него, заранее устанавливается ВСЯ система оружия – от средств обнаружения до средств поражения. Стандартизируются лишь способы связи боевого модуля с кораблем и каналы обмена данными. Такой подход позволяет проводить модернизацию вооружения корабля, не затрагивая при этом саму платформу. Это стало возможным по той простой причине, что «там, у них», кораблестроители имеют возможность давать задание на то, какими характеристиками должно обладать устанавливаемое на корабль вооружение – какие им необходимы площади, объемы, зарезервированный запас водоизмещения и т.п. А это значит, что в стандартные ныне УВПУ в скором будущем будут ставить абсолютно новые ракеты всех типов, а в стандартные контейнеры/модули – абсолютно любое оружие. В настоящий момент на первом «литторальном» корабле из «немодульного» вооружения присутствует 57-мм АУ и ЗРК ближнего рубежа типа RIM-116 Rolling Airframe Missile (RAM). Кроме этого на корабль может быть загружено до 20 основных «модульных боевых платформ» (МБП). Боевые системы-модули будут призваны решать следующие основные задачи корабля: борьба с минной опасностью (ПМО), противолодочные задачи (ПЛО) и борьба с надводными/наземными целями. «Автоматическая конфигурация» замены модулей уже отрабатана на опытовом корабле «Sea Fighter» (в составе флота с 31 мая 2005 года, водоизмещение около 1000 тонн), спроектированного и построенного в рамках программы Littoral Surface Craft или X-Craft. Замена модулей на нем осуществляется по принципу plug-and-play («включай и пользуйся»), который, впрочем, сразу же получил новое звучание – plug-and-fight («включай и сражайся»). Пока доведены до «рабочего состояния» модули ПМО и ПЛО. Активно ведутся работы по ударным модулям, которые будут вооружены УР типа РАМ (разработчик Raytheon, калибр 180 мм, стартовый вес около 40 кг, дальность пуска порядка 40 км ( вперспективе 60), цели – танки и бронемашины) и барражирующая над целью ракета LAM (разработчик Lockheed Martin, дальность пуска – до 200 км (в настоящее время гарантируется 70 км), работа по береговым и морским целям). Общее количество ракет на корабле составит 180 штук. Вызывает пристальный интерес и авиационное вооружение кораблей. На всех выставках, со страниц всех проспектов нам показывают его, состоящим из различных комбинаций пилотируемых и беспилотных вертолетов. Только вот посадочная площадка смотрится для такой «авиагруппы» несколько переразмеренной. Зато если предположить, что LSC должны служить «аэродромом подскока» для многоцелевых истребителей с вертикальным взлетом и посадкой типа JSF, все становится на свои места. Тактические преимущества такого использования LSC – тема отдельного разговора. Серьезный интерес представляют т.н. «антитеррористические» средства, включающие в себя целую номенклатуру беспилотных средств – воздушных и надводных. Жестокие потери в иракской и афганской кампаниях заставили Пентагон спешно искать сценарии ведения боевых действий, при которых собственная живая сила будет участвовать лишь опосредованно. Ведь не секрет, что обычные бомбардировки и ракетные удары оказались не столь эффективны, как ожидалось. А противник, уцелевший после них, оказывал такое ожесточенное сопротивление, что администрация Белого дома уже не знала, как скрывать от общественности потери собственных солдат и оправдывать дальнейшее ведение войны. Концентрированный превентивный удар и ведение войны по правилам оперативно-тактического искусства оказались бессильны против «размазанной» обороны противника, у которой отсутствует четко обозначенный центр, против тех, кто «правил» ведения войнвы не признает… Исходя их этих невеселых реалий родилась концепция Глобальных Сетецентрических Вооруженных Сил (Total Forse Battle Network – TFBN) и Сетецентрических Войн, которая предусматривает создание роботизированной боевой техники. В соответствии с этой концепцией боевые и вспомогательные роботы различного назначения будут управляться и получать целеуказание из локальных центров (эдакая реалтайм стратегия!), одновременно поставляя на них данные о противнике. Локальные центры, в свою очередь будут передавать информацию о положении на поле боя «наверх», в некий центральный пункт управления операцией. При этом т.н. «информационное поле боя» сделает доступной для любого участника сражения (вплоть до рядового) необходимую ему информацию от всех задействованных в операции единиц в реальном масштабе времени. Применение «безэкипажной» боевой техники, разработка которой идет гигантскими шагами – создаются катера, управляемые удаленным оператором, автомобили, способные производить доставку груза без водителя, недалек тот день, когда на поле боя выйдут «беспилотные» танки и ударные летательные аппараты, что в сочетании с малыми группами спецназа в разы снизит потери живой силы нападающей стороны. Теоретически... Вот эти то «терминаторы» и станут основной силой зачистки территорий в войнах будущего. Так что солдату Джейн и рядовому Райану теоретически останется лишь давить на кнопки. Перспектива. Есть ли она? Помните, что на втором месте после Lockheed Martin оказался General Dynamics с его аутригерным тримараном? Казалось бы – победитель определен, выбран наиболее оптимальный вариант, но… с General Dynamics было продолжено сотрудничество и 19 января 2006 был заложен тримаран LCS-2, получивший название «Independence» и также спроектированный по модульному принципу комплектации вооружением (спущен на воду 29 апреля 2008 г.). Для широкой публики было заявлено, что после всесторонних испытаний и тестов обоих вариантов корабля будет вынесено решение – какие строить дальше – одно– или многокорпусные. Мы упоминали о «стратегии приобретения двух головных кораблей», рассказывая о перспективном эсминце. Но так сложилось, что проект LCS получил приоритетное финансирование, соответственно под него была переориентирована и «стратегия». Странный подход. Давно просчитано, что многокорпусные корабли дороже своих традиционных собратьев примерно равного водоизмещения. Выше и стоимость постройки и дальнейшего обслуживания и ремонта… Преимущества же, получаемые при многокорпусной схеме не столь велики, как сумма, которую приходится за них выкладывать, а вот недостатки наоборот есть очень серьезные. Например, боевая живучесть при повреждении одного аутригера резко снижается, для докования и ремонта таких кораблей необходимы специальные условия и т.д. Откровенно говоря, на плечи этих небольших многофункциональных корабликов должна лечь глобальная, по своей сути задача блокады неприятельского побережья, завоевания господства в прибрежных водах, а для этого их должно быть много и они должны быть как можно более дешевыми. Вместе с тем, с их строительством не спешат, а решение протестировать явно проигрышный вариант не укладывается в концепцию экономии средств. Обнародованное же ранее решение завершить всесторонние испытания обоих вариантов кораблей к 2008 году, с 2010 года выйти на темп строительства 5 кораблей в год, всего же построить до 82 (!) единиц этого класса, затратив при этом порядка $ 33 млрд. явно не выполняется… Не совсем понятно и что же будет с ЭМ типа «Zumwalt». На первый взгляд, к его строительству уже все практически готово. Многие действительно новаторские решения, такие, например, как новые движители, прошли всесторонние испытания на т.н. «демонстраторе электродвижения» (Advanced Electric Ship Demonstrator (AESD)), который получил имя «Sea Jet». «Демонстратор» представляет собой самоходную обитаемую модель эсминца. Длина модели составляет 40.5 м, водоизмещение около 120 тонн, экипаж 6 человек. Модель была создана специально для проведения испытаний движительных комплексов, системы электродвижения и исследований, связанных с уменьшением физических полей корабля. Другой (правда, менее известной широкой публике), является опытовая модель, предназначенная для испытаний конструкций корпуса эсминца на взрывостойкость от подводных взрывов. Модель длиной 45.72 м и водоизмещением 126 т была построена на Northrop Grumman Ship Systems shipyard. Весной 2005 года она была подвергнута испыта Источник: http://www.rusarm.com | |
Просмотров: 2410
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |